Сегодня, 25 января, исполнился 83 года со дня рождения Влади́мира Семёновича Высо́цкого
Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938 — 25 июля 1980) — советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард); автор прозаических произведений и сценариев. Лауреат Государственной премии СССР («за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен», 1987, посмертно).
Как поэт Высоцкий реализовал себя прежде всего в жанре авторской песни. Первые из написанных им произведений относятся к началу 1960-х годов. Изначально они исполнялись в кругу друзей; позже получили широкую известность благодаря распространявшимся по стране магнитофонным записям. Поэзия Высоцкого отличалась многообразием тем.
Биография:
Владимир Высоцкий появился на свет в Москве, "Дом на Первой Мещанской, в конце" - по его же свидетельству из песни "Баллада о детстве". После пребывания в эвакуации на Урале, а после вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке ("Где твои 17 лет? На Большом Каретном..."), где и сложился дружественный круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.
Высоцкий мечтал быть актером. После завершения школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, однако проучившись в нем полгода, бросает его. Это солюшен он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 г.. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый г. вполне своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к 2-м часам ночи чертежи были готовы. Однако здесь Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками собственный чертеж. "Все. Буду готовиться, еще есть полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", - заявил тогда Владимир Семенович.
Посреди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого проснулся после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал собственным учителем. Потом он напишет "Песню о Правде и Неправды", посвященную Окуджаве.
Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х гг.. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались серьезно ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - было уже серьезно.И я думаю, что именно эта песня высказалась о том, что пора его творческой юности закончилась."
Приблизительно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "собственным театром".
"Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я задал вопрос его, что он желает прочесть, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, буквально, наша встреча обязана была продлиться не более 5 мин.. Однако я слушал, не отрываясь, 1,5 часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями...
Хотя в театре не во всех случаях все шло гладко. Практически отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и постоянно прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, кроме некоторого количества друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова.
Попутно с работой в театре были киноработы. Наиболее самая и известная любимая роль - Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя".
Так или иначе, этой роли могло и не быть...
Майским вечером 78-го г., на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтоб обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты.
"Отпусти Володю, снимай иного артиста!". Ей вторил Высоцкий: "Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль."
"Как много утратили бы зрители, если бы я сдался тем вечером", - вспоминает Говорухин.
И на самом деле, персонаж получился весьма реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли послания по адресу: "МВД, капитану Жеглову".
А позже пришла Любовь. Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году.. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья" (1956). Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы.
И тут, наконец, она состоялась. Первое знакомство случилось в ресторане ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля.
"Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется низкий, плохо одетый молодой человек. Я вскользь смотрю на него, и лишь светло-сероватые глаза на момент привлекают мое внимание. Однако возгласы в зале заставляют мну прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, позже целует ее, садится напротив и уже более не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, словно постоянно были знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади.
Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом 12 лет. "Я жив, 12 лет тобой храним..." - успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.
"Трудиться нужно!" - была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглосуточно. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и тихо садилась в углу. Временами она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтоб прочитать строки, написанные за ночь.
Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, спортивный, горный, китайский... Нужно было прожить несколько жизней, чтоб прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, водители-дальнобойщики - все считали его своим. В любой песне была правда жизни.
Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я хочу заявить и заверить, что авторская песня требует весьма огромной работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью."
...25 июля 1980 года .. Высоцкого хоронила, чудилось, вся Москва, впрочем официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Лишь над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий."
Никто не сдал обратно билет - любой хранит его у себя как реликвию...
"Кому заявить спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в собственном известном стихотворении. Высоцкий жив и сейчас, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сегодняшний день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями...